• Состоялась конференция «Агиология в церковной практике, науке, искусстве, образовании»
Публикация:27 Января 2010
Распечатать

27 января в зале Екатерининского храма Новоспасского монастыря в рамках XVIII Международных рождественских образовательных чтений под председательством Архиепископа Орехово-Зуевского Алексия прошла конференция «Агиология в церковной практике, науке, искусстве, образовании». На конференции было зачитано 11 докладов по различным направлениям агиологии – церковной науки о святых.

Председатель конференции «Агиология в церковной практике, науке, искусстве, образовании» Архиепископ Алексий, сопредседатель конференции В. В. АбраменковаОткрывая конференцию, Архиепископ Алексий напомнил, что обращение к агиологии вызвано современным духовно-нравственным кризисом, при котором современному человечеству необходим весь двухтысячелетний опыт христианской Церкви.

Профессор Сретенской семинарии, доктор филологических наук А. Н. Ужанков, выступив с докладом «К становлению житийного канона в древнерусской словесности («Чтения о святых Борисе и Глебе» преп. Нестора)» , рассказал о формировании канона в отечественной агиографии, который, по удачному определению докладчика, иллюстрирует следование святого путем Христовым.

Старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук, кандидат исторических наук О. В. Кириченко в своем докладе «Опыт народной агиографии: Четьи-Минеи для современного образования» подчеркнул важность житий в воспитательном процессе. По его словам, свод житий дает множество поучительных примеров и для детей. В частности, поразителен тот факт, что в древности умным деланием (Иисусовой молитвой) занимались даже дети.

Протоиерей Александр СалтыковБольшое внимание вызвал доклад настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах, декана факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета протоиерея Александра Салтыкова «Современная икона – какой она должна быть?» Тема доклада актуальна в связи с тем, что икона призвана нести свое свидетельство миру, который постоянно меняется, а значит во все времена стоял, стоит и будет стоять вопрос об иконе в контексте того или иного времени. Докладчик уточнил, что речь идет не о приспособлении иконографии к миру, а об их взаимном диалоге. В тоже время состояние иконописи свидетельствует о современной ей церковной жизни и, в целом, - обществе. Современная нам икона показывает, что наше церковное общество неоднородно по своему богословскому существу. В виду этого необходимо вспомнить одно из решений Стоглавого Собора, постановившего контролировать иконопись самому епископу при помощи «нарочитых мастеров». Несмотря на то, что постановления упомянутого Собора были позже отменены, указанное решение, по словам протоиерея Александра, нужно признать правильным.

Художественный руководитель Московского драматического театра художественной публицистики Е. Л. Живейнова в докладе «Воспитание личности средствами театрального искусства на основе житийной литературы» доказала слушателям, как театр может выполнять миссионерские задачи, воспитывая зрителей в духовно-нравственном отношении.

Доцент кафедры философии, социологии и политологии Московского Института Радиоэлектроники и Автоматики Г. Н. Мелехова прочитала доклад на тему «Святые и святыни в восприятии школьников (конкурсные работы по церковно-историческому краеведению)» .

Преподаватель Сретенской семинарии, кандидат богословия Иерей Александр Задорнов в докладе «Образ святости в современной европейской культуре и православной традиции» затронул проблему разночтения понятия «святость» в новое и новейшее время. Отец Александр привел яркий пример тому, как под «святостью» порой подразумеваются даже антихристианские смыслы, напомнив о характеристике у Ф. М. Достоевского князя Мышкина как «страстного» и «святого».

Декан факультета Психологии образования Московского Городского Психолого-педагогического Университета, кандидат педагогических наук М. А. Егорова в своем докладе «Святоотеческое наследие как основа духовно-нравственного становления учителя современной школы» акцентировала внимание гостей на педагогическом наследии новомучеников и исповедников Российских, приведя в пример «Записки по дидактике» священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского.

Заведующая лабораторией Института психологопедагогических проблем детства Российской Академии Образования, профессор Московского Городского Психолого-педагогического Университета В. В. Абраменкова выступила с докладом «Представления о святости у современных детей и их родителей: к методологии исследования» .

Преподаватель Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Н. Е. Субботская обратилась к подразделу агиографии – гимнографии. В своем докладе «Гимнография святым в раннем христианстве» она рассказала о наименее изученном в этом отношении периоде с I по VI вв. О возникновении гимнов, по словам докладчицы, впервые упоминает античный философ Сократ. Однако, расцвет гимнография получила после Миланского эдикта 313 г. Но в связи с тем, что посредством гимнов различные еретики распространяли свое лжеучение, Лаодикийский собор запретил употребление на Востоке частных гимнов, а на Западе их употребление было ограничено гимнами святого Амвросия Медиоланского и некоторых других авторов.

Представитель Национальной Академии Украины В. Е. Обухов обратил внимание посетителей на связь богословия с точными науками, в частности, – с кибернетикой.

Конференция «Агиология в церковной практике, науке, искусстве, образовании»Преподаватель основ духовной культуры гимназии №1579 Ю. С. Васечко выбрала предметом своего исследования модель идеальной семьи – обобщенный образ святой семьи, что возможно создать на основе изучения ряда святых семей, родители и дети которых равным образом прославлены Церковью. В качестве примеров семей святых докладчица назвала семьи великомученика Евстафия Плакиды, преподобного Сергия Радонежского и других. Церковная история знает и «святые роды» - например, сербский род Неманичей. В своем докладе «Род праведных благословится: семейная святость как предмет исследования» молодая исследовательница подчеркнула, что изучение святых семей дает поучительный пример христианских семейных взаимоотношений, которые начинаются с соответствующих отношений мужа и жены. Взаимная любовь супругов задает счастливый тон всей семье. Описав модель «святой семьи», Ю. С. Васечко опровергла многие современные стереотипы, в том числе мнение о том, что для святых было характерно пренебрежение кровным родством.

 
 
Ресурсы
 

 
Рекомендуемые сайты
Патриархия.RU Милосердие.ru
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
 
прошлая версия сайта
2007 - 2011, Новоспасский монастырь