|
|
Беседовал Владимир Семиряга
«Взорванное сердце»
Общенациональная газета “Россiя” № 62(908) от 17 февраля 2005 года.
Ровно 100 лет назад, 17 февраля 1905 года, бомбой эсера Ивана Каляева был убит Великий князь Сергей Александрович, командующий Московским военным округом, а до этого столичный генерал-губернатор. В 1995 году состоялось перезахоронение его останков, обнаруженных в Кремле под слоем асфальта автомобильной стоянки. Незадолго до нынешней скорбной даты корреспондент газеты “Россiя” встретился с епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым), настоятелем Новоспасского мужского монастыря, где и перезахоронен дядя последнего русского императора.
– Владыка, а где изначально был захоронен Великий князь?
– Его останки были погребены в Чудовом монастыре в Кремле. На месте убийства в 1908 году, на территории Кремля, были сооружены Храм-усыпальница и бронзовый Крест-памятник по проекту знаменитого художника Виктора Васнецова. В усыпальнице были воздвигнуты резной иконостас из белого камня и мраморное надгробие. Там же находилась и небольшая коллекция вещей, принадлежащих великому князю. Уже при советской власти и храм, и крест снесли, устроив на этом месте автостоянку.
– Как же удалось обнаружить захоронение?
– Совершенно случайно. Считалось, что могила Великого князя была уничтожена еще в 30-е годы вместе с Чудовым монастырем. Однако при ремонте брусчатки в 1986 году рабочие наткнулись на могилу. По сохранившимся генеральскому мундиру и архивным документам специалисты опознали в покойном Великого князя Сергея Александровича. Все, кто присутствовал при том исследовании, потом говорили, что останки находились в хорошем состоянии. Головы не было… Как впоследствии нам сказал антрополог, тело было разорвано, но затем искусно собрано, составлено. Кстати, сила взрыва была такова, что сердце нашли на крыше…
Когда Великая княгиня Елизавета Федоровна – супруга Великого князя Сергея Александровича – прибыла на места трагедии, она сама собирала останки своего мужа, укладывала их на принесенные солдатами носилки. Мужеству и самообладанию этой женщины можно только поражаться…
Наша справка
Великий князь Сергей был четвертым сыном императора Александра III. Он родился 29 апреля 1857 года. Участник последней Русско-турецкой войны, герой Плевны. Как организатор и руководитель Императорского Палестинского православного общества, способствовал укреплению позиции русского православия в Палестине, огромной благотворительности на Востоке, упрочив и расширив возможности паломничества на Святую землю.
Великий князь Сергей Александрович впервые посетил Святую землю в 1881 году. Во время поездки он увидел безотрадное состояние православия в Палестине. Долго взвешивал свои возможности. Наконец решение было принято, и в 1882 году он стал во главе общества. Сергей Александрович был его председателем 23 года, вплоть до конца своей жизни.
По свидетельству очевидцев, общество значительно удешевило издержки для путешественников, договорившись с железнодорожными и пароходными компаниями, устроило обширные странноприимные дома в Святой земле, при которых имелись чайные, столовые, читальни, бани. Были даже открыты школы для местного населения, в которых изучался русский язык.
С 1891 по 1905 год – московский генерал-губернатор. Вопреки расхожим оценкам советских историков Сергей Александрович не был “ретроградом”. Он являлся активным сторонником городского самоуправления и укрепления выборных органов власти, но при этом решительно выступал против либеральной фронды и революционного подполья.
Будучи не согласен с нерешительными мерами правительства, 1 января 1905 года подал в отставку с поста генерал-губернатора, оставшись только командующим Московским военным округом. Убит 5 (18) февраля уроженцем Варшавы Иваном Каляевым, членом Боевой организации партии социалистов-революционеров.
– Расскажите, пожалуйста, как происходило перезахоронение?
– 17 сентября 1995 года Святейший Патриарх Алексий II отслужил в Архангельском соборе Кремля панихиду при участии мэра Москвы Юрия Лужкова. После чего останки Великого князя были извлечены из-под брусчатки Ивановской площади, положены на орудийный лафет и крестным ходом перенесены на Васильевский спуск. Далее траурная процессия двинулась в Новоспасский монастырь. Там останки находились в часовне, во гробе, пока не была приведена в порядок усыпальница.
– А почему именно в Новоспасский монастырь?
– Здесь находится родовая усыпальница бояр Романовых. На территории нашей обители похоронены инокиня Марфа, мать первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича, боярин Роман Юрьевич Захарьин – отец царицы Анастасии, жены Ивана Грозного, другие представители этого рода. Поэтому и было принято решение останки перезахоронить именно в наших стенах. Усыпальница, которая подвергалась систематическому разграблению, находилась в ужасающем состоянии, она была осквернена. Нам понадобилось пятнадцать грузовиков, чтобы вывезти оттуда горы мусора. По сохранившимся эскизам Васнецова на территории монастыря был воссоздан Крест-памятник Великому князю Сергею Александровичу с надписью из Евангелия: “Отче, отпусти им, не ведят бо что творят”. Примечательно, что оригинал 1 мая 1918 года собственноручно сбросил с постамента с помощью веревки Ульянов-Ленин.
– Это правда, что Елизавета Федоровна просила Николая II помиловать убийцу ее мужа?..
– Да, это так. Через три дня после злодейского убийства она посетила в тюрьме Ивана Каляева и простила его от имени мужа. Узнав, что тот крещеный, – оставила ему Евангелие и маленькую иконку, умоляя о раскаянии. Елизавета Федоровна просила Николая II помиловать террориста, но Каляев не раскаялся и отказался составить просьбу о помиловании. Он даже дерзновенно писал ей, что лишь “посочувствовал” ее горю, потому и говорил с ней, однако о содеянном не жалеет.
В дальнейшем Елизавета Федоровна приняла монашеский постриг и, продав все свое имущество, включая драгоценности, основала Марфо-Мариинскую обитель. На следующий день после расстрела императорской семьи ее вместе с некоторыми другими членами царской семьи сбросили в штольню под Алапаевском, забросав гранатами. Она чудом осталась жива и там, на дне шахты, вплоть до своей мученической смерти ухаживала за ранеными. Елизавета Федоровна причислена к лику святых.
– Когда ходишь по монастырю, чувствуешь его силу, его мощь. Какова его история?
– Долгая и трагическая. Переведен он был на нынешнее место от храма Спаса на Бору в 1490 году – отсюда, собственно, и название. Монастырь выдержал набеги крымских ханов Казы-Гирея и Девлет-Гирея, а также польско-литовскую интервенцию. В Смутное время был разорен. При первых Романовых наша обитель достигла своего расцвета, велось большое каменное строительство. 1812 год принес новое разорение – французы осквернили храмы, разграбили имущество. Солдаты “великой армии” не пощадили даже наместника, престарелого отца Никодима, которого подвергли пыткам; он спасся чудом.
В те страшные дни на кладбище монастыря нашел свой последний земной приют замученный французами священник соседней церкви Сорока мучеников отец Петр Вениаминов (Гаврилов). После нашествия Наполеона обитель быстро отстраивалась. Большие работы проводились в преддверии 300-летия дома Романовых – наш монастырь особо почитался российскими государями из этой династии.
– А когда он был закрыт?
– В 1918 году. Его строения обратили в концлагерь, затем здесь размещался филиал Таганской тюрьмы, архив НКВД. Последний храм – Никольский – власти закрыли в 1926 году. К началу 30-х был полностью уничтожен монастырский некрополь. Только в 1991 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви.
– Какие события будут происходить 17 февраля?
– В 9 часов начнется литургия, после ее окончания состоится панихида, затем возложение венков на могилу. Закончится все прохождением на площади перед монастырем воинских частей Московского гарнизона… Все больше людей приходит в монастырь, чтобы помолиться Великому князю Сергею как святому мученику. Хочу обратить внимание на то, что после гибели он был оклеветан не только революционерами, но и многими представителями “высшего” общества. Свой вклад внесла и заграница, в том числе германский кайзер Вильгельм. Однако не будем забывать, что не какие-то уговоры, но любовь и личный пример христианской жизни Великого князя привели в Православную церковь его жену Елизавету Федоровну, уроженку протестантской Германии, подвигнув ее чуткую душу к принятию новой веры. Роль, которую Господь отвел Сергею Александровичу в совершении этого чуда, пока не осмыслена до сих пор.
Кстати
В 2004 году на экраны вышла кинолента “Всадник по имени Смерть”. Формально режиссер прав, затронув крайне болезненную тему – тему терроризма, причин его возникновения. Понятен замысел: вот с чего, мол, все начиналось. Однако вряд ли можно признать удачным выбор объекта для исследования этой темы и форму ее подачи.
Фигура великого князя Сергея Александровича слишком значима и абсолютно несопоставима с личностями его убийц, чтобы на примере его кровавого убийства анализировать “тонкую” психологию отечественных бомбистов и любоваться метаниями их патологических душ. Тем более что режиссер вынуждает зрителей смотреть на происходящие события налитыми кровью глазами террористов. По законам психологии известно, что, с чьих позиций автор излагает ситуацию, на ту же позицию довольно часто встает читатель или зритель. Подсознательно он даже начинает… как бы желать террористам успеха в их сатанинском предприятии. Именно это кощунственное чувство сопричастности к убийству и возбуждают у зрителя авторы фильма, хотели они этого или нет. И не понимать этого они просто не могли.
Российский кинематограф развивается в опасном направлении: слишком часто на экранах появляются фильмы, в которых зритель с начала и до конца погружен в криминальный социум; он словно живет рядом с бандитами – решает их проблемы, воспитывает их детей, делает их “работу”. Короче, глядит на мир их глазами. В этих фильмах люди, мешающие “браткам”, просто уничтожаются, а зрителя подталкивают к выводу, что надо быть таким или же не вставать на пути таких. То же самое относится и к террористам, какими бы идеями и знаменами они ни прикрывали свои кровавые дела.