Печальник Земли Русской
Архимандрит Иннокентий
Печальник Земли Русской. К 600-летию преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. М., 1992
|
|
Печальник Земли Русской
К 600-летию преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. М., 1992
Ты даровал еси, Владыко Христе, отечеству нашему крепкого воина, и непобедимое оружие на невидимыя и видимыя враги, и христоименитым людем сокровище неистощимо неисчерпаемых дарований. Дал еси Российскому отечеству, Господи, твердое защищение и оружие спасения, и воем его великое на сопротивныя одоление, святителем же честное украшение и всем болящим врачевство безмездно – святые мощи преподобного и треблаженного Сергия», – так ежегодно воспевает Святая Церковь Русская, празднуя обретение честных мощей Преподобного Сергия, Игумена Радонежского, всея России чудотворца.
Великий заступник был дарован Земле Русской в то время, когда, казалось, русскому народу грозила совершенная гибель. Не только враг внешний, но и враг внутренний – сепаратизм, своекорыстие и вероломство удельных князей – угрожали Руси. В тяжелые времена насилия, предательств, был явлен дерзновенный ходатай за наше Отечество.
Полтораста лет томилась многострадальная Русь под тяжелым игом. И призрел Господь на мольбы Руси православной. Приближался час освобождения, в котором Преподобный Сергий явился истинны печальником родной земли. «Примером своей святой жизни, высотой своего духа он поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в помощь Божию. Своей жизнью, самой возможностью такой жизни Преподобный Сергий дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, помог ему заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел сам он» (В. О. Ключевский).
«Попущением Божиим за грехи наша был слух, что ордынский князь Мамай воздвиг силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на землю Русскую. И были все люди в великом страхе. Князь же, достохвальный и победоносный великий Димитрий, пришел к святому Сергию, имея великую веру к старцу, вопросить его, повелит ли ему идти против безбожных. Святой благословил его, вооружил молитвой и сказал: “Подобает тебе, господине, пещись о врученном от Бога именитом твоем стаде. Пойди против безбожных и, с Божией помощью, победишь и здрав в свое отечество с великими похвалами возвратишься”», – повествует автор Жития Преподобного Сергия Преподобный Епифаний Премудрый.
С трепетом внимал пророческому слову старца великий князь. И в помощь испросил себе двух иноков – схимонаха Александра (Пересвета) и схимонаха Андрея (Ослябю). В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года, «закипела битва кровавая, заблестели мечи острые, как молния». Много доблестных воинов полегло на поле Куликовом. Летописи повествуют, что лишь четвертая часть воинов возвратилась домой. Но полчища Мамая были обращены в бегство.
Куликовская битва – переломный момент в судьбе России. И в этот исторический момент Преподобный Сергий явился «огнем, воспламенившим сердце русичей на борьбу». «Победа на Куликовом поле дала мощный импульс национальному самосознанию, положила начало созиданию патриотических традиций нашего народа, непрерывно развивавшихся на протяжении истекших 600 лет», – говорил архиепископ Волоколамский Питирим на торжественном Акте, посвященном 600-летию победы на Куликовом поле.
Куликовская битва обессилила русское войско, и ему необходимо было дать отдых, однако у Московского князя было немало внутренних врагов. К одному из них, князю Олегу Рязанскому пешком направился Преподобный. «Кроткие увещания, тихие словесы» Богомудрого старца смягчили сердце сурового князя Рязанского, и он «взял мир с великим князем Димитрием и любовь в род и род».
Так при неусыпном попечении и отеческом руководстве Преподобного Сергия объединялась Русская земля, истерзанная, обессиленная частыми раздорами.
Преподобный Сергий не оставил попечения о своей Обители и земле Русской и после своей блаженной кончины, неоднократно являясь братии и мирянам. Особенно много чудес было совершено Преподобным во время осады Троицкого монастыря поляками. В это тяжкое время русские люди с сердечным умилением взывали к Богу о помощи, каялись в грехах своих. Не было человека, который бы не обращался с верою к великому заступнику и ходатаю. В один из тяжких дней Преподобный явился архимандриту Иоасафу. Вот как повествуется об этом в Житии: «Однажды Иоасаф после усердной молитвы пред иконою Пресвятой Троицы впал в легкую дремоту. Вдруг он видит, что святой с воздетыми руками слезно молится Пресвятой Троице. Окончив свою молитву, он обратился к архимандриту и сказал ему: “Востань, брат, теперь подобает молиться, бдиьте и молитеся, да не внидете в напасть. Всесильный и Всемилостивый Господь помиловал вас, чтобы вы и прочее время жизни провели в покаянии”».
Старцем Троице-Сергиева монастыря Симоном Азарьиным была составлена Книга о чудесах Преподобного Сергия, являющаяся своеобразным продолжением Жития печальника Земли Русской. Один рассказ – о видении ключаря Ивана. «Молился он Богу и Пречистой Богородице и преподобным чудотворцам Сергию и Никону о милости Божией и о посещении, о избавлении от гнева. Дороги все поганые и русские изменники заняли и по всем дорогам христианскую кровь проливали словно воду, и бед тех нельзя описать. И от многих скорбей начал он плакать и рыдать, размышляя в сердце своем, как в прежние времена латиняне от Православия отлучились, а после и все западные страны в люторскую ересь уклонились, отступив от Православия. И помыслил, что уже одолели еретики и полагал, что на Руси Православию уже не быти и от многого плача изнемог и впал в забытье. Внезапно слышит он глас глаголющий: Кто ты таков, чтобы помышлять о том, что на Руси не быть Православию, чтобы испытывать судьбы Божии? А того не ведаешь, что молят Бога за вас Василий Великий и Димитрий Солунский, и ваш Преподобный Сергий чудотворец, и будет на Руси Православие по-прежнему».
В печальную годину смуты и разбоя, когда в самом сердце Руси – Москве – царил враг, Преподобный Сергий явился гражданину Козме Минину, повелевая «ему казну собирати, и воинских людей наделяти, и идти на очищение Московского государства». Воеводой избрали князя Димитрия Пожарского «яко могущего ратные дела строити. Козма же, поведав архимандриту Дионисию, како ему явися Сергие. Слышав же сия, архимандрит слезы теплые по ланитома изливаема, благодаря Святую Троицу и Пречистую Богородицу и Преподобного Сергия, и до времени сего никому не поведав, дондеже исполнилась благодать Божия».
К Преподобному Сергию как к неиссякаемому роднику до сего дня притекают тысячи людей. И Святая Церковь достойно величает его «возбранным воеводою Русской Земли».
«При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады Преподобного Сергия», – писал профессор В. О. Ключевский.
Церковь Русская свято хранит заветы Преподобного Сергия. Вместе со своим народом она переживала и тяжкие времена, и славу Отечества. И сейчас, в год 600-летия преставления Преподобного Сергия, когда над Русью вновь нависла опасность, обратимся в молитвах к великому печальнику нашему и со слезами покаяния возопием:
«О Чудотворче преславный и заступниче всем нам во всяких бедах и скорбех скорый и пречудный, Богомудре отче Сергие! Нынешнее наше приими приношение и Богоприятным твоим ходатайством умоли Господа сил, силу свыше преславному нашему воинству на сопротивныя подати, и нам всем, Того благодатию очистившимся от геенны избавитися, и грядущая в Небесех благая улучити вопиющим Ему: Аллилуия.
О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу».