|
|
Преподобный Савва Сторожевский — один из наиболее чтимых учеников и сподвижников Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Его строгая жизнь, мудрость и великое смирение вызывали глубокое почтение и любовь Преподобного Сергия и братии Троице-Сергиева монастыря.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, основанная преподобным Саввой, хранит память о его подвигах, равно как и храм «Успения на Городке» в Звенигороде свидетельствует о его благословении, данном родной земле. И по своей кончине Преподобный не престает молиться за свою паству, являя на протяжении веков заступничество, помощь и содействие христианам, призывающим его святое имя. Русская Церковь благодарственно воспевает преподобному Савве: «Добрым растением пустыни явился ты, Преподобный, в юности избрав жизнь чистую, последовал духовному учителю и, по его наставлению, устремил весь ум свой к небу. И умным ты был наставником стада своего. Поэтому и Христос обогатил тебя чудесами, как прилично быть светильнику. Савво, отче наш! моли спастися душам нашим» [1].
Преподобный Савва родился в первой половине XIV в. В ранней юности ушел он от мира к Преподобному Сергию Радонежскому. Под руководством великого наставника духовно возрастал он в совершенном послушании, воздержании и бдении, был прост, но мудростью превосходил многих. Прежде всех входил он в церковь и позднее других выходил из нее со страхом Божиим, на молитве во время Божественной службы не мог удержаться от слез, взыскуя о нищете души своей и трепеща перед строгостью суда Божия. — Так возрастал он в жизни духовной [2].
По преставлении Преподобного Сергия преемник его — преподобный Никон, возлюбив уединение, оставил управление монастырем и затворился в своей келлии. «Братия же, не терпяще без настоятеля быти, со многим молением возведоша на игуменство блаженного Савву на Великую Лавру» [3]. Здесь он «добре носяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему» [4]. Древнее предание относит ко времени его игуменства изведение водного источника за стенами Лавры.
С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, крестный сын Преподобного Сергия Радонежского. Князь избрал Преподобного своим духовником и упросил прийти с ним в Дмитров, дать благословение его дому. Преподобный Савва согласился на просьбу князя, однако надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться при нем и заложить «в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи», новую обитель. Полюбил преподобный Савва Сторожевскую гору. При пособии князя Юрия Преподобный вскоре построил здесь церковь Рождества Пресвятой Богородицы и недалеко от нее — малую келлию для себя. В 1399 г. он основывает общежительный монастырь для ищущих безмолвного жития. За стенами обители, под горою, преподобный Савва сам ископал колодец, откуда носил на плечах своих воду, являя братии пример трудолюбия, смирения и кротости. В 1399 г. князь Юрий Дмитриевич должен был по повелению брата своего, великого князя московского Василия Дмитриевича, выступить против волжских булгар. Преподобный Савва преподал ему свое благословение и пророчески предрек победу. Вернувшись со славой победителя на родину, князь Юрий Дмитриевич поспешил в обитель, чтобы поблагодарить Преподобного за молитвенное вспоможение в одолении супостатов и сделал крупный вклад на устроение монастыря: церковь была украшена, глава ее обита листами позолоченной меди, а обитель обнесена оградою. Вскоре Юрий Дмитриевич задумал вместо деревянной церкви построить каменную и для сего дал «блаженному злата довольно и села многа и имения довольна на строение монастырское» [5]. Когда преподобный Савва достиг глубокой старости, то назначил своим преемником одного из ближайших учеников, тоже по имени Савва. Прощаясь с иноками, Преподобный завещал им иметь братолюбие, украшаться смирением, пребывать в посте и молитве. Почил преподобный Савва 3 декабря 1406 г.
Почитание преподобного Саввы местными жителями началось сразу по его кончине. Четвертый игумен Сторожевской обители Дионисий лично не знал Преподобного, но однажды во сне ему явился преподобный Савва (ок. 1430 г.) и сказал: «Дионисий, встань скорей, напиши образ мой на иконе». Дионисий воспрянул ото сна и, призвав старца Аввакума, ученика преподобного Саввы, подробно расспросил о первом игумене монастыря, чтобы убедиться в истинности видения, и вскоре написал икону преподобного Саввы.
В 1490 г. игумена Дионисия оклеветали перед царем Иваном III некоторые из братии монастыря. Преподобный Савва, к которому обратился с мольбой о заступничестве Дионисий, явился братии и вразумил клеветников. По молитвам Преподобного получил исцеление бесноватый в 1505 г. (при игумене Каллисте), прозрел инок Саввина монастыря и был наказан его насмешник, исцелен сын боярина Ртищева. В 1540 г. Преподобный явился пономарю Гурию и предсказал о скором выздоровлении игумена Мисаила. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба Преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва «есть воистину Божественнаго света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе» [6]. Точная дата причисления Преподобного к лику святых неизвестна. В Троицком рукописном обиходе между 1534 и 1547 гг. дата памяти преподобного Саввы Сторожевского указана на 3 декабря [7]. В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем [8].
Особенно чтил преподобного Савву царь Алексей Михайлович, который неоднократно ходил пешком на поклонение в обитель Преподобного. Предание донесло до нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя.
19 января 1652 г. обретены мощи Преподобного. С тех пор 19 января празднуется как день обретения мощей преподобного Саввы, Сторожевского чудотворца.
Молитва преподобному отцу нашему Савве, игумену Сторожевскому
О, пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пречистыя Троицы обиталище, преподобный отче Савво! велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих: мир Церкви под знаменем креста воинствующей; благоденствие в мире граду сему, и всем градом и странам охранение; миру – безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным – утешение и подкрепление; юным и младенцам – благое в вере возрастание, в евангельском учении – твердое обучение и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам – милость и заступление; плененным – отраду и возвращение; болящим – исцеление; малодушным – успокоение; заблудшим – исправление; согрешающим – дух сокрушения; бедствующим – благовременную помощь.
Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно, и преселитися, со упованием, во обители небесныя, идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и святыми, зря и прославляя Бога в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Ссылки и примечания
[1] Служебная минея, 3 декабря. М., 1645.
[2] Житие Преподобного Сергия свидетельствует, что Преподобный Сергий поставил Савву игуменом Стромынского Дубенского монастыря, основанного Преподобным Сергием по желанию великого князя Димитрия Ивановича Донского в благодарность Богу за победу над Мамаем: «Постави единого от ученик своих игумена в том монастыре, именем Савву, еже бысть преже в его монастыре великом духовным всему братству, старец честен и учителей зело» (Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. XI. С. 145). Инок Маркелл, который по поручению митрополита Макария в первой половине XVI в. составил службу святому и написал его Житие (Житие преподобного Саввы Сторожевского, изданное в Москве в 1646 г., входило в Великие Четьи-Минеи, Четьи-Минеи Германа Тулупова, Святителя Димитрия Ростовского и в ряд сборников XVI—XIX вв.), заключил, видимо, что преподобный Савва Сторожевский и Савва, игумен Стромынский, одно и то же лицо. Это утверждение Маркелла вошло в месяцесловы, Жития русских святых архиепископа Филарета (Гумилевского) и др. Как справедливо замечает С. Смирнов (Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. М., 1877. С. 124—129), в сказании об основании Стромынского монастыря разумеется Савва, скончавшийся и погребенный в монастыре Стромынском. В описи Стромынского монастыря (ОР РГБ. Ф. 304. № 60), составленной в 1616 г. при архимандрите Троице-Сергиевой Лавры Дионисии, читаем: «В московском уезде монастырь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения... да на монастыре на правой стороне храму стоит часовня древяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия». В Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в алтарной арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось изображение Саввы 1684 г., на фреске надпись: «Преподобный Савва Стромынский». Преподобный Савва Сторожевский на иконах изображается в соответствии с иконописным подлинником: «Брада Макария Желтоводского, плешив». Савва Стромынский, напротив, с густыми волосами. В «Книге глаголемой о российских святых» память преподобного Саввы Сторожевского указана на 3 декабря, а «преподобного отца Саввы, игумена Стромынского монастыря, иже на реце Дубенке» — 20 июля (ГБЛ, ф. Московской Духовной Академии, № 86).
[3] ОР РГБ. Ф. Московской Духовной Академии. № 146. Л. 680.
[4] Там же.
[5] Сохранилась жалованная грамота князя Юрия Дмитриевича Саввину монастырю, написанная 10 мая 1404 г. См.: Акты исторические, издаваемые Археографической комиссией. СПб., 1841. Т. I. № 15. С. 23—24.
[6] Подробнее о чудесах, происходивших у гроба Преподобного, см.: Жизнь и чудеса преподобного Саввы Сторожевского. М., 1891.
[7] См.: С. Смирнов. Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. М., 1871. С. 14.
[8] Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838. № 80. С. 122.