|
|
«Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец»
Журнал Московской Патриархии. 1976. № 5.
Из многочисленных творений святых отцов Православной Церкви только одно наиболее полно отвечает на большой вопрос христианской сотериологии — «Как сообразовывать свою волю с волей Божией?» — это труд святителя Иоанна Тобольского, опубликованный на русском языке в 1714 году под названием «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественною волею» [1].
Автор этого творения — святитель Иоанн (Максимович). В истекшем году исполнилось 260 лет со дня его преставления (ум. 10 июня 1715 г.), а в 1976 году исполняется 60 лет со дня прославления Святителя. Родился он в городе Нежине в 1651 году. По окончании Киево-Могилянской Коллегии (позже преобразованной в Киевскую духовную академию) будущий Святитель был оставлен при ней учителем латинского языка. Тогда же он принял в Киево-Печерской обители монашество и углубился в подвиг внутреннего делания. С общего согласия братства молодому иноку поручили ответственное послушание проповедника. С того времени и раскрываются его исключительный талант красноречия и благодатные дарования. Сразу же определилась и главная тема его жизни: «Как человек должен свою волю согласовывать с волей Божией?» Ответом на нее явилось изданное в конце его долгой подвижнической жизни названное сочинение. Он придавал особое значение внутреннему религиозному самопознанию, этому учил в проповедях.
В 1678 году его отправили с посольством в Москву. Там Патриархом Иоакимом он был назначен наместником брянского Свенского монастыря.
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский (ум. 5 февраля 1696), незадолго до своей кончины назначил иеромонаха Иоанна архимандритом черниговского Елецкого монастыря и наметил его своим преемником по кафедре. 10 января 1697 года Патриарх Московский и всея Руси Адриан с собором епископов хиротонисал архимандрита Иоанна (Максимовича) во епископа Черниговского в Большом Успенском соборе Московского Кремля.
По вступлении в управление епархией епископ Иоанн создает при Черниговской архиерейской кафедре Коллегиум, подобно Киевской академии, который, по мысли Святителя, должен был украсить «Черниговские Афины» — школу просвещенного благочестия...
Ввиду высокого уровня богословского образования и воспитания школа святителя Иоанна получила широкую известность. По существу это была первая семинария в России, по образцу которой стали открываться духовные семинарии в других епархиях Русской Церкви.
Тогда же Святитель открыл типографию, в которой издали он и его последующие преемники много сочинений духовно-нравственного содержания.
Жизнь святителя Иоанна светилась высокими добродетелями, особенно же смирением. Она отобразилась в таких его творениях, как «Нравоучительное зерцало» (Чернигов, 1703 и 1707), «Толкование на 50-й псалом» (Чернигов, 1708), «Царский путь Креста» (Чернигов, 1709), «Богомыслие» (Чернигов, 1710—1711), и многих других. В Чернигове Святитель впервые издал и свой главный труд, написанный на латинском языке. (Особенностью выпускников Киевской школы было то, что свои сочинения они писали на классической латыни.) С его именем известен также «Латино-греко-российский лексикон».
Известна связь святителя Иоанна со Святой Афонской Горой. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об этом его отношении к святогорцам (РГБ ОР, Собрание Севастьянова).
В 1710 году святителя Иоанна возводят в сан митрополита с назначением на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником, знаменитым миссионером митрополитом Филофеем (Лещинским) [2], продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, использовав созданную им в Чернигове типографию. К этому времени относится издание митрополитом Иоанном «Илнотропиона» на славяно-русском языке (1714 г.), чтобы его понимали и сибиряки — эти «дети природы».
О жизни Святителя в Сибири летописец говорит: «Был тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив». Даже в день преставления, 10 июня 1715 года, святитель Иоанн после Божественной литургии, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков, сам прислуживал за столом.
Память о святителе Иоанне бережно хранят сибиряки и все верующие русские люди. Он и поныне почивает в тобольском соборе Покрова Божией Матери. В 1916 году Церковь установила празднование в день преставления Святителя к Богу — 10/23 июня. Служба ему была переиздана по благословению Святейшего Патриарха Алексия митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в 1947 году в городе Новосибирске.
Ссылки и примечания
[1] Профессор И. А. Максимович в 1888 году перевел «Илиотропион» на современный русский язык и издал вначале по частям в «Черниговских епархиальных известиях», затем отдельной книгой (Киев, 1896).
[2] Просветитель остяков, вогулов, тунгусов, татар и других народов Сибири. По его инициативе и при его содействии были посланы миссии на Камчатку (1705 г.), в Монголию и Китай (1707 г.). В 1709 г. митрополит Филофей принял схиму с именем Феодор и удалился в тюменский Троицкий монастырь, но в 1712, 1713, 1714, 1715 гг. по просьбе святителя Иоанна он вновь отправлялся с миссионерской проповедью вверх по Иртышу и Оби (до Березова), по рекам Туре, Томи и Конде (ум. в 1727 г.)