• Архимандрит Иннокентий – краевед и археограф
  • Алексий, архиепископ Костромской и Галичский
  • Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский Архимандрит Иннокентий – краевед и археограф Доклад, прочитанный 21 января 1997 года на Рождественских чтениях
Публикация:21 Января 1997

Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский

«Архимандрит Иннокентий – краевед и археограф»

Доклад, прочитанный 21 января 1997 года на "Рождественских чтениях"


архимандрит Иннокентий Просвирнин

Промыслительно, что настоящая тема возникает в год 850-летия Москвы и в год 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского, имя которого носил в монашестве архимандрит Иннокентий Просвирнин. Отец Иннокентий называл Москву «алтарь России». Знание своего края, своей родины — краеведение — изначально предусматривало нравственные цели развития в системе воспитания личности. Выступая на семинаре «Краеведение Москвы», проведенном Московским фондом культуры в 1989 году, отец Иннокентий отмечал: «Надеюсь, что Министерство просвещения в системе нравственного воспитания личности найдет достойное место краеведению, ибо нельзя строить свою жизнь на основании, которого не ведаешь».

Он много ездил по нашей огромной стране — был на Сахалине, в Норильске, на Урале, в Симферополе и Херсонесе, в Архангельске, Новгороде и Пскове, водружал памятный крест на Соловках. И везде отец Иннокентий последовательно проводил мысль о необходимости знания своего края, о почитании и знании наследия отцов — приглашали ли его для освящения вновь открываемого храма, либо для участия в конференции, либо на открытие выставки.

Отец Иннокентий не уставал повторять, что люди оторваны от корней, что необходимо формировать историческое мышление, чему, согласно его убеждению, во многом бы помогло изучение русских летописей. «Каждая из летописей заключает в себе элементы краеведения», — говорил он, выступая в 1989 году с докладом «Историография церковного краеведения» на конференции по историческому краеведению в Пензе. Отец Иннокентий настойчиво призывал районные библиотеки сформировать собрание летописей.

Отец Иннокентий выступил с инициативой создания Волоколамского краеведческого общества, и за небольшое время с момента основания общества ему удалось весьма много. В 1991 году по его инициативе в центре города Волоколамска в административном здании была развернута уникальная выставка «Русской книжности 1000 лет» (в Новоспасском монастыре есть видеозапись его выступления на выставке – Прим. ред.). Ежегодно в день памяти преподобного Иосифа Волоцкого отец Иннокентий проводил научно-практические конференции, в которых принимали участие сотрудники Отделов рукописей, музеев, архивов, реставраторы-практики. Среди прочего, в частности, была подготовлена к изданию небольшая книга «Порушенные святыни», которая была выпущена уже после его кончины, о разрушенных храмах Санкт-Петербурга. В рамках краеведения можно рассматривать и его небольшую по объему, но очень важную статью «Подворье Московских митрополитов в Черкизове», опубликованную в журнале «Архитектура и строительство Москвы», — этой теме в связи с памятью святителя Иннокентия он, надо сказать, уделял очень много внимания.

Председатель Археографической комиссии Сигурд Оттович Шмидт в статье «Памяти архимандрита Иннокентия», опубликованной в журнале «Отечественные архивы» за 1994 год, отмечал:: «Хотя сам отец Иннокентий более всего ощущал себя священнослужителем и был одним из самых выдающихся в Москве духовных пастырей, его в нашей стране и за рубежом признавали как знатока, исследователя и публикатора памятников письменности, историка культуры и историографа отечественной археографии. Архимандрит Иннокентий казался воплощением живой творческой связи современных гуманитарных наук с магистральными двухвековыми традициями изучения памятников истории и культуры нашего Отечества, восходящими к Евгению Болховитинову и его младшим современникам… А. И. Просвирнин рано зарекомендовал себя знатоком материалов наших рукописных хранилищ. Причем внимание его привлекли не только рукописи старинных памятников письменности, но и неопубликованное научное наследие археографов и историков православия. И уже по одному тому он оказался вовлеченным в направляемую Археографической комиссией Академии наук работу по подготовке сводных каталогов славяно-русских рукописных книг и личных фондов отечественных историков…Отец Иннокентий был неутомим в стремлении сделать достоянием многих сокровища и нашей старинной письменности, и документы по истории Церкви нового времени, и материалы научных трудов предшественников в этих областях знания. Последовательно выявлялось неизданное рукописное наследие историков Церкви и исследователей религиозной литературы, причем обращалось особое внимание на их научно-методические заветы, составлялись библиографические перечни трудов... Усилиями отца Иннокентия возвращены многие имена, выключавшиеся более 50 лет из историографии отечественной науки... Естественным казалось предложить кандидатуру А. И. Просвирнина в состав Археографической комиссии при очередном переутверждении ее членов… Особое внимание отец Иннокентий уделял развитию краеведения, причем отнюдь не ограничивался той его областью, которую столетия назад определяли как церковную археологию. Активно проявил себя в сферах и научной, и просветительской, и по охране памятников истории и культуры. Мне довелось быть свидетелем вызвавших живой интерес докладов ученого на конференциях по историческому краеведению (в Пензе), по уникальным территориям (в Симферополе) и убеждаться в том, какое сильное и благотворное впечатление оставляли его, ставшие регулярными, лекции преподавателям истории в средней школе, съезжавшимся в Москву для повышения квалификации. Эти выступления содержали и самоценный нравственный заряд воспитания историей и сообщали важную источниковедческую и библиографическую информацию, знакомя попутно с приемами ее получения. В неменьшей мере то же проявлялось и в его докладах в аудиториях работников архивов, музеев. Всем запомнилось вдохновенное слово на конференции «Личные фонды и коллекции – источник сохранения национальной памяти России» (12 апреля 1994 года). А сколько глубокой признательности за многолетнее содействие его работе ощущалось в выступлении на научных чтениях к 100-летию со дня рождения выдающегося нашего археографа Марфы Вячеславовны Щепкиной в Музее-доме Романовых (20 марта 1994 года)».

Отец Иннокентий сделал удивительно много: при его непосредственном участии было предпринято многотомное издание «Настольной книги священнослужителя» и 24-томное издание богослужебных Миней, в корпус которых по его инициативе были включены службы русским святым — работа по поиску велась в разных рукописных хранилищах.

Отец Иннокентий начал заниматься в Отделах рукописей Российской государственной библиотеки и Государственного исторического музея в 1968 году, он был постоянным читателем Отделов рукописей Государственной публичной библиотеки и Библиотеки Академии наук в Санкт-Петербурге, его хорошо знали и уважали в Отделе рукописей Библиотеки Академии наук Украины в Киеве, а также в рукописных хранилищах Грузии и Армении — Матенадаране.

Один из самых серьезных современных ученых, знаток рукописных сокровищ — Турилов Анатолий Аркадьевич — в некрологе, который напечатан в «Археографическом ежегоднике» за 1994 год пишет: «Нелегко назвать издание Московского Патриархата, вышедшее в середине 1960-х — начале 1990-х годов, к которому он не был бы причастен.... В начале 1980-х годов отец Иннокентий был инициатором и главной движущей силой первой научно-исследовательской экспедиции на Афон, закладывая в те годы основы для плодотворного сотрудничества церковных и светских исследователей. Симпатичная и симптоматичная черта его научных поисков — любил отыскивать свидетельства приоритетов русских церковных исследователей в различных областях гуманитарных знаний».

Отец Иннокентий уделял очень много внимания и придавал огромное значение библиографии: он справедливо считал, что библиографические указатели, помимо прочего, дают возможность библиотекам правильно комплектовать фонды, а издателям позволяют формировать издательскую программу. Он составил библиографию «Афон и Русская Церковь», «Труды архимандрита Леонида Кавелина», под его руководством начата была работа над справочниками-указателями «История Русской Православной Церкви в документах региональных, федеральных архивов, архивов Москвы и Санкт-Петербурга». Он называл работу по составлению этого справочника «собиранием осколков разбитого корабля». Первый справочник вышел из печати за год до кончины отца Иннокентия, второй был издан Новоспасским монастырем уже после его скоропостижной кончины. В этом году Новоспасский монастырь, совместно с сотрудниками Российской государственной библиотеки, завершит подготовку первого выпуска биобиблиографического указателя «Русские писатели-богословы», посвященного историкам Церкви, который также замыслил отец Иннокентий. В последующем планируется выпустить в свет второй выпуск, посвященный исследователям и толкователям Священного Писания (к настоящему времени в издательстве «Пашков Дом» Российской государственной библиотеки вышло второе издание двух выпусков в одном томе, планируется выход третьего выпуска «Исследователи богослужения и церковного искусства, информация размещена на сайте РГБ. – Прим. ред.).

Трудами и тщанием отца Иннокентия был обработан и сохранен объемный архив епископа Афанасия (Сахарова, +1963). Сейчас Новоспасский монастырь готовит к изданию кандидатскую диссертацию епископа Афанасия «Настроение верующей души по Триоди Постной». Эта работа также начата была по инициативе отца Иннокентия (издано. – Прим ред.).

Под его руководством в Московской Духовной Академии было защищено несколько диссертаций по описанию архивов и рукописей, например, священником Павлом Павловым — по описанию фондов Казанской Духовной Академии, протоиереем Борисом Пивоваровым — по описанию фондов Алтайской Духовной Миссии.

Отдельно необходимо сказать об авторской работе архимандрита Иннокентия — о книге-альбоме «Троице-Сергиева Лавра», которая по-прежнему остается одной из лучших книг об Обители преподобного Сергия. В книге рукописному наследию отведено значительное место. Отец Иннокентий сформулировал понятие — «состав чтений». Тщательно проанализировав количество списков, он приходит к выводу, что «состав чтений», то есть то, что читали и переписывали наши отцы, и уровень нравственности стоят в прямой зависимости друг от друга.

Отец Иннокентий мыслил масштабно, с размахом. К 80-летнему юбилею академика Димитрия Сергеевича Лихачева он придумал подарить ему сделанный по собственному эскизу деревянный ларец, в котором поместили цветные микрофильмы всего Лицевого Летописного свода. Ценность идеи заключалась в том, что тома уникального многотомного Лицевого Летописного свода XVI века, созданного в царских мастерских под руководством митрополита Макария, находятся в разных хранилищах и этим затрудняется работа исследователей. По просьбе отца Иннокентия на студии «Мосфильм» были изготовлены еще несколько копий, которые были переданы в рукописные хранилища Москвы и Петербурга. По его инициативе для Оптиной Пустыни была отснята на микрофиши часть архива, хранящегося в Отделе рукописей РГБ. Для того, чтобы представить объем проделанной работы, достаточно сказать, что всего переснято было более 70.000 листов архивных документов, причем отец Иннокентий сам иногда стоял за съемочной камерой. В 1993 году микрофиши были переданы в Оптину Пустынь. Здесь уместно сказать и о том, что он был прекрасным фотографом и много снимал, обладая удивительным «чувством кадра».

В рамках настоящей темы необходимо сказать и о том, что отцу Иннокентию принадлежала значительная роль в деле установления и проведения ежегодных, начиная с 1988 года, праздников славянской письменности и культуры. В 1989 году отец Иннокентий участвовал в научно-практической конференции, посвященной 200-летию книгопечатания Сибири, в международной конференции «Восточная рукописная книга и Балканы», организованной Институтом рукописей Академии наук Грузии в Тбилиси, в 1990 году он принимал деятельное участие в учредительном съезде Общества архивистов и в Международном семинаре «Проблемы изучения и издания памятников славяно-русской письменности позднего средневековья». Отец Иннокентий также приложил много усилий для организации и проведения в 1992 году Круглого стола «Участие архивистов и Церкви в сохранении и использовании историко-культурного наследия России» и для реализации программы Международного фонда славянской письменности и культуры «Неугасимая лампада».

Совсем недавно, в середине января этого года Новоспасским монастырем сдан в типографию огромный труд (более 700 страниц) — «Мстиславово Евангелие XII века. Исследования». В это издание вошла работа К.И. Невоструева о Мстиславовом Евангелии, посвященная всестороннему изучению этого уникального памятника древнерусской книжности», статья архимандрита Иннокентия под названием «Капитон Иванович Невоструев и его исследования», статья выдающегося археографа Л. П. Жуковской «Апракос Мстислава Великого» и статья Н.Н. Лисового «К датировке Мстиславова Евангелия». О важности этого труда свидетельствует, в частности, тот факт, что финансирует его издание Российский гуманитарный научный фонд. К третьей годовщине со дня кончины архимандрита Иннокентия этот труд, которому отец Иннокентий отдал много сил, выйдет из печати.

Заветной мечтой отца Иннокентия была исследовательская и издательская программа «Русская патристика» — изучение и публикация сочинений средневековых русских авторов. Впервые он публично сформулировал тему в 1989 году, выступая на конференции «Культура славян по рукописным и старопечатным источникам» — он выступил с докладом «Русская патристика. Источниковедческий обзор». Под руководством отца Иннокентия была создана обширная картотека, в которой содержится более 600 имен русских святых. Указаны все известные списки житий, служб, похвальных слов. В конце 1996 года в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки начал формироваться фонд архимандрита Иннокентия, основу которого составила вышеупомянутая картотека. Архив отца Иннокентия, обработанный его ученицей и многолетней помощницей Ольгой Курочкиной (в настоящее время О. В. Курочкина работает в должности заведующей отделом информационных технологий в Центральной библиотеке им. М. Шолохова), занял свое место рядом с архивами выдающихся археографов прошлого — архимандрита Леонида Кавелина, профессора протоиерея Александра Горского, Капитона Ивановича Невоструева и многих других.

АРХИМАНДРИТ ИННОКЕНТИЙ (Анатолий Иванович Просвирнин)>>