|
|
«Отчет о работе Музея Библии»
Научно-исследовательский отдел рукописей Российской Государственной библиотеки Ф. 862, к. 2, ед. хр. 21, л. 1-3
Высокопреосвященнейшему ПИТИРИМУ,
Митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому
о работе Музея Библии
27 апреля 1991 года было официально объявлено об открытии Музея Библии в Иосифо-Волоколамском монастыре с представительством в Москве. Учредителем Музея митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом был издан указ о назначении директором Музея Библии архимандрита Иннокентия Просвирнина, автора Библейского проекта, который определил научную организацию дела. Решением № 551/18 от 30.10.91 г. Музей был зарегистрирован как индивидуальное частное предприятие [1]. По уставу Музею предоставлялось право издательской деятельности на основе лицензии, поэтому сразу после государственной регистрации архимандритом Иннокентием были переданы в Министерство печати документы для получения лицензии. Для получения лицензии необходимо было перечислить в Мининформпечать 10.000 рублей; так как у учредителя не было возможности сделать этот взнос (уставной взнос учредителя составлял 5000 рублей и книжный фонд), деньги были получены в долг из личных средств наместника Новоспасского монастыря архимандрита Алексия. Лицензия была получена в короткий срок благодаря тому, что Библейский проект, представленный архимандритом Иннокентием, произвел должное впечатление.
В июле 1992 года был получен тираж первого издания Музея Библии – «Толкование на Апокалипсис святого Андрея Кесарийского» (150 тысяч экземпляров). Деньги для издания были взяты в кредит. Начавшаяся реализация этого издания дала первые средства для дальнейшего существования Музея, в том числе стало возможным начать действовать по получению бумаги и переплетных материалов для иллюстрированной «Русской Библии» (оформление кодов ОКПО, оформление грузовых таможенных деклараций, оплата железнодорожного пути и т.д.). Чуть ранее валютный кредит был с большим трудом получен архимандритом Иннокентием на определенных условиях. Валюта предназначалась для покупки бумаги, переплетных материалов, оплаты типографских расходов.
До сентября 1992 года сотрудники Музея Библии (три человека – директор, бухгалтер, художник) работали на общественных началах. В сентябре стало возможным выплатить первую, весьма скромную зарплату.
В ноябре 1992 года в штат Музея Библии была переведена из Издательского отдела Московского Патриархата (ИОМП) Курочкина О.В., которая несла основную нагрузку по издательским и производственным вопросам в издании иллюстрированной Русской Библии. В ноябре 1992 года том 7-й (Четвероевангелие) вышел из печати. Началась его реализация. Часть тиража по условию Договора была передана ИОМП для покрытия из прибыли балансовой стоимости предметов, необходимых для жизнедеятельности Музея Библии. Таким образом, архимандритом Иннокентием были выкуплены основные средства Музея, в пользу учредителя; часть основных средств была выкуплена в личное пользование.
После выплаты первоочередных долгов деньги от реализации стали откладываться на счет Музея Библии на предстоящие расходы по изданию Русской Библии и просветительскую деятельность Музея. Отчеты сданы в налоговую инспекцию города Волоколамска, замечаний не было.
Наряду с Библейским проектом Музеем велась большая просветительская работа. Была издана книга С. И. Четверухина «Толмачи» (тираж полностью был передан в пользу восстанавливающегося храма во имя святителя Николая – приходской храм Государственной Третьяковской галереи), оказана существенная финансовая помощь в издании библиографического указателя «Религия, культура и общество» (выпуск 1 вышел из печати). За короткий срок проведена трудоемкая работа и оплачен труд сотрудников ВНИИДАД по составлению справочника-указателя «Русская Православная Церковь в документах областных, федеральных архивов и музеев». Это издание в нескольких отдельных томах готовится к печати [2].
По договору от 12.07.1992 г. значительная часть заработанных средств направлялась Музеем Библии на жизнедеятельность и восстановление Иосифо-Волоколамского монастыря. Так, в декабре 1992 г. была выплачена зарплата сотрудникам монастыря за ноябрь-декабрь, подготовлено овощехранилище и закуплены овощи на зиму, переведены деньги на станки, проведена оплата работ по подготовке помещения для новой кухни, оплачен ремонт второго этажа Старобратского корпуса [3]. Всего израсходовано более миллиона рублей.
Благотворительный взнос был сделан в Республиканский центр содействия донорству (три миллиона сто тысяч рублей) за операцию, проведенную молодому человеку, жизнь которого была под угрозой [4].
Моя большая загруженность в Иосифо-Волоколамском монастыре, включая работу Музея, определила то, что помощником директора была назначена Курочкина О. В., которая продолжала вести дела в Москве по изданию Русской Библии.
Трагедия, случившаяся со мной в ночь на 1 апреля 1993 года, не остановила деятельности Музея. В июне 1993 года был получен тираж 8-го тома Русской Библии (Деяния, Послания, Апокалипсис). В неимоверно сложных условиях удалось вывезти тираж (по весу тоннаж – 50 тонн) и начать распространение тома по подписке.
Однако Курочкиной О. В. не было оказано никакого содействия, более того, неоднократно возникали стрессовые ситуации (например, 14 июля была сделана противоправная попытка вывезти упаковочный материал, который был поврежден при погрузке сотрудниками ИОМП). То есть к этому времени стало окончательно ясно, что помощи ждать неоткуда, а в одиночку мы не справимся с объемом работ, который давно уже превзошел все нормы. Поэтому я обратился к архимандриту Алексию Фролову, который принимал во мне участие с первого дня трагедии, за помощью [5].
То, что произошло 30 июля 1993 года с варварским опечатыванием и заколачиванием дверей представительства Музея Библии [на Погодинской улице], поставило точку. Я решил сдать полномочия директора, передать учредителю все необходимые документы [6].
Авторский Библейский проект, на который затрачено много лет жизни, я буду продолжать с помощью Божией и далее, также как и продолжать расплачиваться с валютным долгом, часть из которого уже выплачена [7].
Ссылки и примечания
[1] В 1960-1980-х годах деятельность Издательского отдела Московского Патриархата, где архимандрит Иннокентий работал с 1963 года, сначала в должности заведующего Богословским отделом и отделом «Проповедь», а затем — заместителя Главного редактора и Председателя ИОМП, осуществлялась в крайне сложных политических и экономических условиях: строжайшая цензура, господство антирелигиозной идеологии, невозможность напрямую работать с типографиями, лимиты на бумагу, отсутствие фотопленки и т.д. ИОМП работал с типографиями только через издательство «Художественная литература» и по разрешению Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Однако при всех трудностях в те годы удалось многое сделать.
Однако с 1991 года ситуация резко изменилась: по новому закону о печати ИОМП имел право заниматься издательской деятельностью только при наличии лицензии. На тот момент у Издательского отдела были определенные затруднения с быстрым ее получением.
Издание «Русская Библия» находилось в типографии, и производственный процесс нельзя было прекращать. Тогда отцу Иннокентию пришла идея создать Музей Библии в форме индивидуального частного предприятия, учредителем которого выступил митрополит Питирим. Быстрое оформление Музея в качестве юридического лица с получением лицензии на издательскую деятельность дало архимандриту Иннокентию возможность продолжить работу по изданию «Русской Библии».
[2] Был также издан разработанный отцом Иннокентием «Дневник 1992», зарегистрировано Волоколамское краеведческое общество, изготовлены бланки, печать. Издана брошюра «Порушенные святыни» об уничтоженных храмах Санкт-Петербурга.
[3] В Старобратском корпусе в дальнейшем планировалось размещение экспозиции Музея Библии. Отец Иннокентий придумал очень интересное внутреннее оформление.
[4] Семья этого молодого человека в свое время оказала большую помощь схиархимандриту Виталию Сидоренко, духовнику архимандрита Иннокентия.
[5] Отец Алексий (ныне архиепископ Орехово-Зуевский) создал в монастыре все условия для продолжения работы отца Иннокентия: предоставил помещение, где продолжились работы по подготовке издания «Русская Библия», выделял необходимые финансовые средства и т.п.
[6] Вместе с отцом Иннокентием по собственному желанию уволились бухгалтер и художник, также уволилась и О.В.Курочкина, которая перешла на работу в штат Новоспасского монастыря, в организованное архимандритом Иннокентием издательство.
[7] Кредит был погашен незадолго до кончины отца Иннокентия, о чем в архивном фонде имеется справка.
После скоропостижной смерти отца Иннокентия издательством Новоспасского монастыря были изданы еще 3 тома «Русской Библии» — 4-й (Псалтирь), 9-й (Приложения. Научное описание) и 10-й (Библия в иконах, фресках и картинах русских художников). Издания томов 4, 9 финансировал К.В. Голощапов, издание тома 10 — издательство «Белфакс», в котором в то время работала сестра О.В. Курочкиной — И.В. Горбунова.
Тома 1, 2, 3, 5, 6 до 2008 года так и не были изданы: материалы для этих томов в 1995 году по требованию были переданы в ИОМП, который после реорганизации стал называться «Издательский Совет РПЦ». Переписка по вопросу передачи материалов и продолжения издания также имеется в архиве архимандрита Иннокентия.